СООТВЕТСТВИЕ ФИЛЬМА ХУДОЖЕСТВЕННОМУ УРОВНЮ: ПРАВОМЕРНО ЛИ ТАКОЕ УСЛОВИЕ В ДОГОВОРЕ

СООТВЕТСТВИЕ ФИЛЬМА ХУДОЖЕСТВЕННОМУ УРОВНЮ: ПРАВОМЕРНО ЛИ ТАКОЕ УСЛОВИЕ В ДОГОВОРЕ

Под художественным уровнем фильма можно понимать его качество, которое определяется соответствием высоким стандартам киноискусства. Однако объективно измерить художественный уровень кинокартины крайне сложно. Тем более, кто именно будет определять и оценивать это самое соответствие?

После премьеры фильма у общественности появляется возможность оценить сюжет, режиссуру, актерскую игру и другие аспекты кинокартины, чтобы определить ее достоинства и недостатки. Если говорить о критиках, то они будут полагаться на свой анализ и знания в области киноискусства, чтобы дать оценку фильму. Если речь идет о зрителе, то он, как конечный потребитель, может высказать свое мнение о качестве произведения. Однако кто же может оценить художественный уровень фильма на этапе производства?

Продюсер играет ключевую роль в процессе создания кинопроекта и отвечает за множество аспектов, влияющих на его качество. Но может ли он по собственному усмотрению оценить художественный уровень? И вправе ли он вносить в договор авторского заказа условие о соответствии художественному уровню? Давайте разбираться.

В киноиндустрии встречаются ситуации, что продюсер указывает в договоре с творческим специалистом, который создает для него фильм, условие, что создаваемое произведение должно соответствовать так называемому «художественному уровню», а если оно будет нарушено (то есть якобы выявлено несоответствие), то продюсер вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке. Вместе с отказом от дальнейшего исполнения обязательств продюсер может потребовать еще и возмещения убытков.
Проблема здесь заключается в том, что очень часто стороны не прописывают в договоре, что понимается под «художественным уровнем». Никаких определений или критериев – ничего. У продюсера складывается впечатление, что, являясь заказчиком, он по личному усмотрению может определять критерии художественной ценности произведения. А следовательно, что он может расторгнуть договор и отказаться платить исполнителю вознаграждение. Однако судебная практика говорит об обратном.

Арбитражные суды устанавливают, что продюсер неправомочен самостоятельно определять художественный уровень произведения, если стороны изначально не установили, каким образом такой уровень определяется в их соглашении. Если положение об одностороннем расторжении есть, но критерии отсутствуют, то такой договор автоматически считается недействительным.

В споре по делу No А40-74851/2017 истцом выступил автор сценария фильма, который оспорил односторонний отказ продюсера от исполнения обязательств по договору. Продюсер отказался принять сценарий и выплатить вознаграждение за его создание. Ответчик обосновал отказ тем, что сценарий не соответствует его художественным ожиданиям и требует переработки, а, следовательно, влечет для него дополнительные расходы, и если бы он сразу предвидел такой результат, то не заключал бы договор на подобных условиях. Девятый апелляционный арбитражный суд в своем выводе отметил, что «данный уровень определяется собственным субъективным видением режиссера (продюсера), что не согласуется с положениями пункта 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации».

Исход дела мог быть иным, если в договоре авторского заказа были бы прописаны условия о возможности расторжения договора заказчиком в одностороннем порядке в случае несоответствия художественному уровню. То есть должны быть согласованы между ними критерии определения соответствия создаваемого произведения такому уровню.

Как прописать критерии соответствия художественному уровню

Перед началом работы продюсеру и исполнителю следует совместно проработать критерии определения художественного уровня на этапе составления договора. Это позволит минимизировать риск расторжения соглашения в одностороннем порядке в соответствии с п.1 ст. 451 ГК РФ, так как продюсер и исполнитель заранее будут понимать, каким должен быть предмет заключаемого договора с точки зрения его творческого содержания. Необходимый художественный уровень в каждом случае должен определяться индивидуально в зависимости от концепции фильма, а также от типа произведения.
В качестве примера при создании сценария критериями соответствия художественному уровню могут быть:
  • единство стилистического и драматургического замысла произведения;
  • структурированность произведения по актам и сценам, логичность повествования;
  • содержащиеся в произведении описания должны быть законченными, то есть описывать начало, середину и финал событий, использоваться целенаправленно, содействовать раскрытию сценарного замысла в соответствии с правилами драматургии;
  • произведение должно давать представление о зрительном и звуковом ряде фильма.

Чтобы не оказаться в неприятной ситуации, перед подписанием договора необходимо внимательно изучать все условия и внести коррективы, если потребуется.

Юридическое агентство 4/3 Agency обладает глубоким пониманием киноиндустрии развлечений и ее особенностей. Наши юристы помогут составить договор, который будет учитывать интересы и пожелания обеих сторон, а также соответствовать норме закона.

Каждый кинопроект уникален, поэтому мы предлагаем клиентам индивидуальный подход к решению из задач и при необходимости полное юридическое сопровождение.
Made on
Tilda