Это одна из самых своеобразных и сложных частей правовой системы, в которой разбирается далеко не каждый юрист. Здесь есть множество нюансов, для понимания которых нужен наметанный глаз: например, в кинопроизводстве часто бывает трудно отличить, что является результатом интеллектуальной деятельности, а что не является.
Так, юрист без опыта работы в киноиндустрии вряд ли догадается, что художественная схема постановки света, которую создает оператор-постановщик вместе с гафером, тоже считается результатом интеллектуальной деятельности, которая должна быть прописана в договоре и отдельном акте.
Обязанности юриста для работы в сфере кино не заканчиваются после того, как фильм снят, а все участники производства получили деньги. Он также должен уметь юридически сопровождать рекламные кампании и переговоры с дистрибьюторами, оформлять выпуск мерча, собирать документы для получения прокатного удостоверения и многое другое.
Юрист в киноиндустрии должен досконально знать состав и субординацию команды, производящей видеоконтент. Это необходимо для того, чтобы правильно оформить все юридические процессы, в первую очередь верно составить акты об отчуждении прав на произведения. Далеко не каждый сторонний юрист догадается, что произведения, которые создает второй режиссер, например, постановочный план или либретто, считаются результатом интеллектуальной деятельности и должны быть прописаны в договоре.
Главное и безусловное требование — высшее юридическое образование. Не курсы повышения квалификации или колледж, а диплом университета.
В идеале юридическое образование должно быть по гражданско-правовому профилю. При этом юрист должен пройти спецкурс по интеллектуальной собственности или авторскому праву. Человека с дипломом в другой сфере права стоит брать, только если у него есть большое портфолио и диплом о повышении квалификации профильного вуза или образовательного центра — Legal Academy, Digital IP, РГАИС или ВШЭ.
Самое важное — практический опыт. Юрист должен иметь портфолио проектов в киноиндустрии. Специалист даже с не очень серьезным, но профильным опытом, например, стажировкой в продакшене или участии в студенческих кинопроектах наверняка будет разбираться в теме лучше, чем опытный юрист с множеством регалий из другой сферы.
Хорошо, если юрист имеет опыт работы продюсером или хотя бы его ассистентом. Тогда он точно будет хорошо понимать внутреннюю производственную кухню киноиндустрии — как устроена съемочная группа, как выплачиваются гонорары, какими актами закрываются проекты.